В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, к микроклимату семейных отношений, к особенностям в отношениях к нему. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность. Переход ребенка из семьи в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственникам, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Главное для ребенка – это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и в детском саду.
За несколько дней до приема ребенка в ДОУ, необходимо пригласить родителей на беседу. Ведется конкретный разговор о режиме ребенка, о его характере, особенностях в поведении. Родителям рассказывают, что в первые дни ребенка не следует надолго оставлять в стенах дошкольного учреждения. Усилия родителей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребенком. Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который еще не успел стать ему близким человеком. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть. Неплохо будет, если родители принесут его любимую игрушку из дома. И еще одно правило – никогда не жаловаться на ребенка родителям.
Долг педагога- воспитателя сделать так, чтобы ребенку в дошкольном учреждении было тепло, уютно, комфортно с первых дней и на протяжении всего пребывания.