Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». (М.де Монтель)
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Однако, принципы, методы, конкретные приемы такой работы раскрыты и представлены недостаточно не только в программах, но и в методической литературе.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело не простое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще не достаточно, запас знаний об историческом прошлом России невелик, кругозор не так обширен.
При подборе методов и приемов патриотического воспитания педагоги должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его части – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. Эта работа дает большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности. Помимо запланированных занятий должны быть предусмотрены экскурсии к историческим и культурным памятникам, в музеи города. Так же могут проводиться интегрированные занятия совместно с другими специалистами ДОУ, патриотические досуги и праздники.
Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные. Основные – знакомство с Государственными символами РФ и гербом Москвы. На вспомогательных занятиях детей готовят к ознакомлению с тем или иным Государственным символом или закрепляют полученные ранее знания. Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским триколором дети встречаются часто: флаги на улицах, его изображения на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение.
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет 2 составляющие – текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение 3 цветов флага в словах гимна. Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, такая последовательность позволяет повторить пройденный материал.
Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение: белый конь, синий плащ всадника, красный флаг, ну а черный, как правило, не вызывает затруднений.
Только после этого целесообразно провести занятие – исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному – и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.