Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Рыбаков Фонд»

Всероссийский конкурс Л.С. Выготского (организаторы: НКО «Рыбаков фонд») направлен на формирование саморазвивающегося сообщества профессионалов, способного решать актуальные проблемы и задачи образования и развития детей дошкольного возраста.

Цель конкурса - поиск, поддержка и популяризация ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные педагогические практики.

В числе победителей конкурса по итогам 2018 года – проект нашего МБДОУ №155 «Центр развития ребенка – детский сад» «Волшебный кубик».

Цель проекта: создание условий для развития познавательных способностей в процессе конструирования (целенаправленно исследовать предметы, анализировать их; сравнивать детали, отмечая в них общее и различное и различное; способность к обобщению и умозаключениям; анализировать условия и находить самостоятельно решения, создавать замысел конструкций и планировать свою деятельность).

Новизна опыта: конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия - наглядного моделирования. Ведущая педагогическая идея заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.

Этапы проекта: 1) диагностический (выявление у детей исходного уровня развития познавательных способностей); 2) развивающий (конструирование в процессе организованной образовательной и свободной игровой деятельности); 3) заключительный (оценка результативности реализации проекта). В качестве диагностического инструментария используются методики Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко.

Содержание образовательной деятельности: 1) достижение цели проекта (обследование строительных деталей, постройки, работа со схемой, работа с трафаретами и др.); 2) игровая деятельность; 3) обсуждение итогов. Педагог занимается с детьми не менее 2 раз в неделю. Проект может реализовать педагог, имеющий квалификацию по специальности «Дошкольное образование».

Развивающая предметная среда должна обеспечивать принцип доступности, способствовать закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме проекта. Кубик - основная строительная деталь. Поэтому для реализации проекта необходимы конструкторы из дерева, в составе которых присутствуют соизмеримые с кубиком по размеру строительные детали: кубики; короткие и длинные кирпичики; призмы; цилиндры; короткие и длинные бруски. Важно иметь и другие виды конструкторов, материалы которых направлены на развитие у детей интереса и желания создавать постройки, обыгрывать их. Проект может использоваться в любом регионе, поскольку не имеет региональной направленности.

Срок реализации проекта - 1 учебный год.

Целевая группа - дети 3-7 лет. Возможно привлечение к участию в проекте и родителей воспитанников. Нижняя граница возраста обусловлена тем, что именно в возрасте с 3 лет включение детей в конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования у них общих познавательных способностей, благодаря которым происходит успешное восприятие внешних свойств предметного мира, таких, как величина, цвет, форма, пространственные и размерные отношения, понимание некоторых существенных (структурно-функциональных) связей на основе их наглядного моделирования, создание новых оригинальных образов и др. В проект включены разные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств и способов организации познавательной деятельности, дающих высокий эффект развития указанных способностей у детей 3-7 лет. Тематика заданий и игр разнообразна. Изначально она знакомит детей с особенностями назначения и строения нескольких групп предметов, сходных между собой в определенном отношении (дорожки разной длины и ширины, загородки разной высоты и конфигурации, постройки, включающие перекрытия или внутреннее пространство). В проекте конструирование напрямую слито с игрой. Дети в 3-4 года играют со строительными деталями ("Кроватка для кубика", "Домик для собачки", "Стульчики для медведей"). Далее игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей (к примеру, обезьянка просит детей сделать "Фотографию" кубика, бруска, кирпичика); в 6-7 лет сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры (строительство аэросаней для участия в спортивных соревнованиях, проектирование театральной площади для дальнейшего просмотра кукольного спектакля). Игра дошкольников в процессе конструирования — это по сути и форма воспитания, поскольку именно в игре закладываются основные принципы развития ребенка, это готовит его к следующему возрастному этапу и ко взрослой жизни. Также мы включили в проект 32 ребенка в возрасте 5-7 лет, имеющих нарушения речи.

Желаемый результат - увлеченность детей конструированием.

Планируемые результаты:

1. В 3-4 года ребенок: а) соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных деталей, находит предмет по описанию его сенсорных свойств, вычленяя его среди других; б) в конструировании по конкретному образцу анализирует образец, выделяет основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводит образец самостоятельно; в) в конструировании по замыслу называет тему (предмет) будущей конструкции, дает описание внешних свойств задуманной постройки, называет требуемый для нее материал и указывает отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически (обследованием).

2. В 4-5 лет: а) умеет конструировать предмет по его графической модели; б) в процессе конструирования по замыслу не только называет тему (предмет) будущей постройки и материал, но в процессе конструирования может несколько видоизменить тему, при этом созданная постройка узнается как заранее названный предмет; в) использует трафарет.

3. В 5-6 лет: а) находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа; б) способен анализировать конструкцию предмета с практической точки зрения; в) выделяя части, устанавливает функциональное назначение постройки, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

4. В 6-7 лет: а) умеет представить строительный объект «в уме» с разных пространственных позиций с опорой на модельные образы предмета и их графическое изображение; б) способен переводить одни схемы построек в другие (контурные – в расчлененные; общие схемы предмета – в конкретные модели их конструкций; в) умеет по модели одной или двух сторон строить конструкцию, затем по ней вычерчивать еще одну модель - с третьей стороны); г) самостоятельно разрабатывает собственный замысел конструкции и конструирует по замыслу.

Ссылка на проект: https://youtu.be/vVoatDZJ4HE

Ссылка на «Рыбаков Фонд»: https://rybakovfond.ru/

Ссылка на конкурс Л.С. Выготского: https://konkurs.rybakovfond.ru/