1. Хореографическая студия «Маленькие звездочки» (с 4-х лет).
2. Изостудия «Радуга» (с 3-х лет).
3. Спортивная секция «Веселая акробатика» (с 5-ти лет).
4. Шахматная студия «Белый слонёнок» (с 5-ти лет).
5. Вокальная студия «Колокольчики» (с 3-х лет).
6. Студия LEGO-конструирования и образовательной робототехники (с 5-ти лет)
В средней, старшей и подготовительной к школе группах (от 4 до 7 лет) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» реализуется парциальная программа «Маленькие звездочки» О.А. Рубановой и Н.Н. Галаниной. Занятия по хореографии (со средней группы) проводятся фронтально три раза в неделю.
Целью программы является становление индивидуально творческой личности ребенка средствами хореографического искусства и воспитание танцевальной культуры воспитанников.
В процессе реализации программы реализуются следующие задачи: развивать общую физическую подготовку (силу, выносливость, ловкость); развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, прыжок, шаг, устойчивость и координацию); обучать танцевальным техникам и элементам модерн-джаз танца и классического танца; развивать ритмичность, музыкальность, артистичность и эмоциональную выразительность; расширять кругозор детей в области хореографии и музыки; воспитывать у детей трудолюбие, терпение, чувство взаимопомощи, коллективизма, навыки общения друг с другом; воспитывать стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению знаниями, пониманию прекрасного; формировать художественно-эстетический вкус и общую культуру.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрена «Программой по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы» (автор: Андреева И.Р.). Занятия проводятся с подгруппой детей в старшей и подготовительной к школе группах.
Введение занятий шахматами в старшей и подготовительной к школе группах МБДОУ №155 позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков:
сделать обучение радостным;
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в ДОУ влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен малышам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельностьна – занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Программой предусматривается 66 шахматных занятий (2 занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
В программе также приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала. В условиях внедрения программы максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию в уме.
Данная программа имеет пролонгированный характер и рассчитана на два года обучения. Программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Также реализация образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрена «Программой по обучению детей 5-7 летLEGO-конструированию»(автор: Шинкарев С.А.).
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром образовательной робототехники (ВУМЦОР) для обучения техническому конструированию на основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, Robokids, HUNA-MRT как инструмента для обучения детей 5-7 лет конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Курс предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. При этом дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах (от 3 до 7 лет) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализуются парциальные программы «Радуга» и «Радуга +» (автор: В.Н. Болдырев).
Одно из важнейших условий развития ребенка в рамках реализации данной программы – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.
Программы направлены на формирование творчества, продуктивного воображения детей дошкольного возраста, способности самостоятельно ставить изобразительные задачи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия, проявлять инициативу, осознанную гибкость в поиске адекватных замыслу способов изображения. Программы содержат цели и задачи, адекватные возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Представлен материал, способствующий расширению кругозора ребенка, знакомству с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Задачи руководства изобразительной деятельности ориентированы на развитие мотивационно - потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия ребенком тем и замыслов взрослого.
Программы имеют пролонгированный характер и рассчитаны на четыре года обучения. Система педагогических воздействий, предлагаемая в программе, направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме.
Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, лепке, аппликации. Программы содержат методы обучения детей технике рисования. В них входят не только способы действия с различным материалом, но и освоение различных рисовальных движений, регуляция их по силе, темпу, амплитуде, ритму; сохранение и изменение направлений движения; постепенное совершенствование зрительно-двигательной координации этих действий.
Систематическое обучение детей разнообразным способам изобразительной деятельности создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.
Во старшей и подготовительной к школе группах (от 5 до 7 лет) в образовательной области «Физическое развитие» реализуется парциальная программа «Веселая акробатика» (авторы: Г.Д. Корепанова, О.Ф. Григорьева, И.С. Морозова, О.В. Сыркина).
Цель программы – создание комплекса условий и реализация мер, способствующих гармоничному физическому и психическому развитию ребенка-дошкольника, укреплению его здоровья. Программа предлагает комплекс средств, методов и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование у дошкольников физических качеств и функций организма, повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшение умственной, физической и психической работоспособности, формирование основ здорового образа жизни.
Основные отличия программы от действующих в настоящее время программ организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО:
1) комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни»ребенка;
2) реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер;
3) наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины;
4) данная программа может применяться в любой ДОО благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, но при обязательности добросовестном выполнении рекомендаций;
5) в ряде разделов программы предусмотрен учет климатических, географических и других экологических особенностей региона.
Во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах (от 3 до 7 лет) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализуется парциальная программа «Колокольчики» (автор: А.И. Овчинников).
Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Программа рассчитана на четыре года. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальной студии проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
2. Звуковедение, дикция.
3. Вокальные упражнения-распевания.
4. Строй и ансамбль.
5. Формирование исполнительских навыков.
6. Работа над исполнением хорового произведения.
В течение учебного года дети имеют возможность продемонстрировать вокал в процессе участия в концертных мероприятиях ДОУ, праздниках, музыкальных досугах, развлечениях, а также конкурсных выступлениях.